Заметка четвёртая. Идеальные продукты
Идеальных продуктов не существует. Но есть избранные, которые подобрались к этому титулу достаточно близко. Их я и называю идеальными, чтобы не повторять каждый раз мантру «почти идеальные».
Идеальность нельзя померить. Она не коррелирует с количеством пользователей, не зависит напрямую от стоимости на рынке и вообще глубоко субъективна. То есть идеальный для меня продукт может показаться кому-то обычным приложением для заказа такси.
Каждый раз, сталкиваясь с идеальным продуктом, я испытываю огромный кайф, даже если это просто упаковка от туалетной бумаги. Такие вещи формируют наше мировоззрение и воспитывают чувство красоты. На меня они повлияли больше, чем какие-нибудь произведения искусства вроде великих картин или музыкальных сочинений.
Додо-пицца, железо от Apple, сиропы Монин, RDP, рюкзаки Deuter, Телеграм, Макдональдс, ReSharper, документация к Джанго, ИКЕА, Samsung Pay — я одинаково восхищаюсь всеми этим вещами.
Несколько фактов об идеальных продуктах:
- Идеальный продукт не получится, если не поставить перед собой цель сделать идеальный продукт.
- Иногда продукт, выглядящий снаружи как идеальный, ужасен внутри. До тех пор, пока мы не знаем, что под капотом, он может оставаться идеальным
- Надо стремиться делать идеальные продукты. Получится это только у единиц, но для делающего в этом случае важен не результат, а процесс.
- Делать идеальный продукт зачастую экономически невыгодно.
- Наличие у вас идеального продукта не гарантирует успех.
В заключении надо лишь признаться, что я не сделал ни одного идеального продукта. И скорее всего не сделаю, по крайней мере не питаю таких надежд. Зато я точно несколько раз уже попытался, и это сделало меня лучше.
Андрей, кажется ты называешь “идеальными” красивые (в широком смысле) продукты, которые тебе нравятся, продукты от взаимодействия с которыми получаешь удовольствие. И именно благодаря этим качествам ты считаешь их идеальным. Я правильно понял твой посыл?
Если в очень широком смысле, то да. А вообще верно следующее: идеальный продукт должен быть красивым (в том самом широком смысле), но не любой красивый продукт будет идеальным. Идеальным его сделает внимательное отношение к мелочам или, например, небольшие удобства, делающие повседневную жизнь лучше и интереснее.
Надо добавить пункт про непостоянность и субъективность “идеальных” продуктов. Например, кто-то, кто сегодня считает условные додо-пиццу, IKEA или макдональдс идеальными, но могут изменить свое мнение, попробовав продукты/бренды более престижного уровня, в которые несомненно больше внимания уделено мелочам. Еще, мнения об идеальных продуктах часто навязываются обществом в результате успешной работы маркетологов/евангелистов. Apple – хороший пример.